Условия повышения эффективности коррекционной работы


Условия повышения эффективности коррекционной работы по формированию лексико-гамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи при ограниченном сроке пребывания в логопедической группе детского сада
Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправлять, могут стать причиной неуспеваемости в школе. Вот почему коррекцию речи в дошкольный период можно считать особо значимой проблемой.
Общее недоразвитие речи представляет собой специфические проявления речевой аномалии, при которой нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй. Дети, имеющие второй и третий уровни развития речи, составляют основной контингент специальных логопедических групп в нашем детском саду. Как правило, такие дети зачисляются в группы на 2-3 года обучения, и коррекционная работа за такой период времени даёт очень хорошие результаты. Но часто дети с такой речевой патологией попадают в логопедические группы только в возрасте шести лет. За такой короткий период времени трудно добиться положительных результатов.
Проанализировав результаты обследования речи детей, мы обратили внимание на то, что словарь ограничен, фразовая речь развита плохо, с множеством аграмматизмов, связная речь не сформирована. Дети испытывают трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний характерны:
  • нарушение связности и последовательности изложения;
  • смысловые пропуски;
  • выраженная ситуативность и фрагментарность;
  • низкий уровень употребляемой фразовой речи. Невозможно сформировать связную речь, если ребёнок не усвоил необходимых грамматических категорий, поэтому организации и содержанию логопедической работы по формированию грамматической стороны речи при ограниченном сроке обучения мы уделяем особое внимание.
Необходимыми условиями повышения эффективности коррекционной работы мы считаем: своевременное полное обследование грамматической стороны речи. Для этого используем методику фронтального обследования предложенную Л.Е. Ефименковой. Преимущества данной методики состоит в следующем:
  • Одновременно обследуются несколько детей (на разном материале)
  • Результаты фиксируются в единой таблице-протоколе
  • При анализе протокола наглядно видно, какие грамматические формы наиболее нарушены у каждого ребенка индивидуально, а какие нарушения являются характерными для всей группы детей.
Проанализировав результаты обследования, мы выдвигаем следующие задачи по формированию лексико-грамматической стороны речи:
  1. Формирование ориентировки на семантическую структуру слова, на организацию лексико-семантических полей, на развитие парадигматических и синтаксических связей слова и актуализацию словаря.
  2. Уточнение структуры значения слова, овладение системой грамматических значений, закрепление связей между словами.
  3. Развитие словоизменения с учётом последовательности появления форм слова у детей (дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа, закрепление форм винительного, дательного, творительного) сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами падежей.
Для решения этих задач работа логопеда продолжается в следующих направлениях:
Дети: фронтальные занятия (как часть занятия), подгрупповые занятия, игровая деятельность.
Воспитатели: совместное планирование, консультации, индивидуальные занятия с практическим показом.
Родители: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, практикумы.
Для детей 2 уровня речевого развития более приемлемы такие формы работы, как индивидуальные и подгрупповые занятия. Они занимают ведущее место в обучении детей.
Дети 3 уровня хорошо усваивают знания и на фронтальных занятиях.
Так как дети с нарушениями развития речи отстают в своих речевых возможностях от потребностей ведущей деятельности, а тем самым и от собственных потребностей, которые недостаточно стимулируют развитие речи. Необходим перевод ведущей игровой деятельности на уровень учебно-игровой деятельности: учебной по цели и игровой по характеру.
У детей с низкой учебной мотивацией закрепление пройденного материала посредством многократных упражнений довольно часто вызывает безразличное к нему отношение. В тоже время они оказываются способными достаточно долго в процессе игры выполнять эти же упражнения.
Дидактические игры и игровые упражнения мы широко используем в своей работе по формированию у детей лексико-грамматической стороны речи.
По данным психологов эмоционально поданный материал запоминается детьми на 80%, в то время как нейтрально изложенный только на 4%.
Поэтому, каждая игра и игровое упражнение оборудуется красочным материалом и связывается по возможности сюжетом в соответствии с изучаемой лексической темой.
Для того, чтобы дети быстрее стали употреблять в речи те или иные грамматические категории мы разработали и предлагаем использовать в индивидуальной работе с детьми карточки-тренажёры. Например, для отработки предложно-падежных форм с предлогами «на», «под», «у», «около», используется карточка с изображением дома с забором, дерева, ёлки, дерева с кормушкой. К ней прилагаются отдельно плоскостные фигурки птиц, животных, детей, цветов, грибов, ягод.
Давая ребенку задание: «Посади синичку на дерево (на ёлку, на кормушку, на забор)», мы предоставляем ему возможность, действуя с предметом и отвечая на вопрос: Где сидит синичка? Многократно поупражняться в употреблении предлога «на» в речи.
Такие карточки-тренажёры мы используем для закрепления согласованиясуществительных с прилагательными в числе, роде, падеже (для отработки употребления существительных в родительном падеже с предлогом «без», в творительном падеже единственном числе с предлогом «с», в предложном падеже единственном числе с предлогом «в».Для закрепления образования прилагательных от существительных и различения существительных по родам и числам).
Эти карточки-тренажёры могут быть использованы для работы над грамматическими категориями при изучении любой лексической темы, как логопедом, так и воспитателями и родителями.
Чтобы все формы работы с детьми давали хорошие результаты при обучении, необходима интеграция коррекционно-воспитательных воздействий внутри группы. Тематические планы воспитателей соответствуют тематическим планам логопеда: воспитатель отрабатывает то, чему научил логопед. Работа воспитателей соотносится с содержанием и программой работы логопеда по развитию у детей основных компонентов речевой системы. Соблюдение системности и преемственности обеспечивает единство и в то же время специфику действий всех педагогов, без чего невозможно успешное устранение дефекта.
Важным условием эффективности коррекционной работы является тесная взаимосвязь всех педагогов, работающих на группе, с родителями.
В группе действует постоянный родительский всеобуч. На занятиях родители получают квалифицированную помощь по работе с детьми в домашних условиях от разных специалистов.
Для работы с детьми мы предлагаем родителям специальный альбом с иллюстративным материалом по каждой лексической теме и рекомендациями как отрабатывать с ребёнком ту или иную грамматическую категорию. Этот альбом, а так же карточки-тренажёры, значительно облегчает работу родителей по закреплению знаний детей.
Такая система работы с детьми по формированию лексико-грамматической стороны речи, даёт возможность формировать речевую практику детей с ОНР как основу практического усвоения элементарных закономерностей языка в более короткие сроки, вооружает средствами, позволяющими в дальнейшем самостоятельно развивать речь в процессе общения.

 


 
Copyright 2011
Создание сайта - Evlive
Размер шрифта: А А А
Цвета сайта:
Ц
Ц
Ц
Изображения:

Основное меню

Условия повышения эффективности коррекционной работы


Условия повышения эффективности коррекционной работы по формированию лексико-гамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи при ограниченном сроке пребывания в логопедической группе детского сада
Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправлять, могут стать причиной неуспеваемости в школе. Вот почему коррекцию речи в дошкольный период можно считать особо значимой проблемой.
Общее недоразвитие речи представляет собой специфические проявления речевой аномалии, при которой нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй. Дети, имеющие второй и третий уровни развития речи, составляют основной контингент специальных логопедических групп в нашем детском саду. Как правило, такие дети зачисляются в группы на 2-3 года обучения, и коррекционная работа за такой период времени даёт очень хорошие результаты. Но часто дети с такой речевой патологией попадают в логопедические группы только в возрасте шести лет. За такой короткий период времени трудно добиться положительных результатов.
Проанализировав результаты обследования речи детей, мы обратили внимание на то, что словарь ограничен, фразовая речь развита плохо, с множеством аграмматизмов, связная речь не сформирована. Дети испытывают трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний характерны:
  • нарушение связности и последовательности изложения;
  • смысловые пропуски;
  • выраженная ситуативность и фрагментарность;
  • низкий уровень употребляемой фразовой речи. Невозможно сформировать связную речь, если ребёнок не усвоил необходимых грамматических категорий, поэтому организации и содержанию логопедической работы по формированию грамматической стороны речи при ограниченном сроке обучения мы уделяем особое внимание.
Необходимыми условиями повышения эффективности коррекционной работы мы считаем: своевременное полное обследование грамматической стороны речи. Для этого используем методику фронтального обследования предложенную Л.Е. Ефименковой. Преимущества данной методики состоит в следующем:
  • Одновременно обследуются несколько детей (на разном материале)
  • Результаты фиксируются в единой таблице-протоколе
  • При анализе протокола наглядно видно, какие грамматические формы наиболее нарушены у каждого ребенка индивидуально, а какие нарушения являются характерными для всей группы детей.
Проанализировав результаты обследования, мы выдвигаем следующие задачи по формированию лексико-грамматической стороны речи:
  1. Формирование ориентировки на семантическую структуру слова, на организацию лексико-семантических полей, на развитие парадигматических и синтаксических связей слова и актуализацию словаря.
  2. Уточнение структуры значения слова, овладение системой грамматических значений, закрепление связей между словами.
  3. Развитие словоизменения с учётом последовательности появления форм слова у детей (дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа, закрепление форм винительного, дательного, творительного) сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами падежей.
Для решения этих задач работа логопеда продолжается в следующих направлениях:
Дети: фронтальные занятия (как часть занятия), подгрупповые занятия, игровая деятельность.
Воспитатели: совместное планирование, консультации, индивидуальные занятия с практическим показом.
Родители: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, практикумы.
Для детей 2 уровня речевого развития более приемлемы такие формы работы, как индивидуальные и подгрупповые занятия. Они занимают ведущее место в обучении детей.
Дети 3 уровня хорошо усваивают знания и на фронтальных занятиях.
Так как дети с нарушениями развития речи отстают в своих речевых возможностях от потребностей ведущей деятельности, а тем самым и от собственных потребностей, которые недостаточно стимулируют развитие речи. Необходим перевод ведущей игровой деятельности на уровень учебно-игровой деятельности: учебной по цели и игровой по характеру.
У детей с низкой учебной мотивацией закрепление пройденного материала посредством многократных упражнений довольно часто вызывает безразличное к нему отношение. В тоже время они оказываются способными достаточно долго в процессе игры выполнять эти же упражнения.
Дидактические игры и игровые упражнения мы широко используем в своей работе по формированию у детей лексико-грамматической стороны речи.
По данным психологов эмоционально поданный материал запоминается детьми на 80%, в то время как нейтрально изложенный только на 4%.
Поэтому, каждая игра и игровое упражнение оборудуется красочным материалом и связывается по возможности сюжетом в соответствии с изучаемой лексической темой.
Для того, чтобы дети быстрее стали употреблять в речи те или иные грамматические категории мы разработали и предлагаем использовать в индивидуальной работе с детьми карточки-тренажёры. Например, для отработки предложно-падежных форм с предлогами «на», «под», «у», «около», используется карточка с изображением дома с забором, дерева, ёлки, дерева с кормушкой. К ней прилагаются отдельно плоскостные фигурки птиц, животных, детей, цветов, грибов, ягод.
Давая ребенку задание: «Посади синичку на дерево (на ёлку, на кормушку, на забор)», мы предоставляем ему возможность, действуя с предметом и отвечая на вопрос: Где сидит синичка? Многократно поупражняться в употреблении предлога «на» в речи.
Такие карточки-тренажёры мы используем для закрепления согласованиясуществительных с прилагательными в числе, роде, падеже (для отработки употребления существительных в родительном падеже с предлогом «без», в творительном падеже единственном числе с предлогом «с», в предложном падеже единственном числе с предлогом «в».Для закрепления образования прилагательных от существительных и различения существительных по родам и числам).
Эти карточки-тренажёры могут быть использованы для работы над грамматическими категориями при изучении любой лексической темы, как логопедом, так и воспитателями и родителями.
Чтобы все формы работы с детьми давали хорошие результаты при обучении, необходима интеграция коррекционно-воспитательных воздействий внутри группы. Тематические планы воспитателей соответствуют тематическим планам логопеда: воспитатель отрабатывает то, чему научил логопед. Работа воспитателей соотносится с содержанием и программой работы логопеда по развитию у детей основных компонентов речевой системы. Соблюдение системности и преемственности обеспечивает единство и в то же время специфику действий всех педагогов, без чего невозможно успешное устранение дефекта.
Важным условием эффективности коррекционной работы является тесная взаимосвязь всех педагогов, работающих на группе, с родителями.
В группе действует постоянный родительский всеобуч. На занятиях родители получают квалифицированную помощь по работе с детьми в домашних условиях от разных специалистов.
Для работы с детьми мы предлагаем родителям специальный альбом с иллюстративным материалом по каждой лексической теме и рекомендациями как отрабатывать с ребёнком ту или иную грамматическую категорию. Этот альбом, а так же карточки-тренажёры, значительно облегчает работу родителей по закреплению знаний детей.
Такая система работы с детьми по формированию лексико-грамматической стороны речи, даёт возможность формировать речевую практику детей с ОНР как основу практического усвоения элементарных закономерностей языка в более короткие сроки, вооружает средствами, позволяющими в дальнейшем самостоятельно развивать речь в процессе общения.