Оздоровительная работа в детском саду
Оздоровительная работа в детском саду.
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
охрана и укрепление здоровья детей;
формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).
Причём, чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:
создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада;
комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками;
воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского
сада и семьи.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.
В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами препятствий», гимнастическими стенкам, футбольными воротами.
В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической и коррекционной работы:
точечный массаж;
комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий;
гимнастика с элементами хатха-йога;
комплексы по профилактике плоскостопия;
дыхательная гимнастика;
снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин);
прогулки;
закаливание;
оптимальный двигательный режим.
Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:
чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения;
рациональную не перегревающую одежду детей;
соблюдение режима прогулок во все времена года;
занятия в носках утренней гимнастикой и физкультурой.
При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:
осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров;
недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
Безусловно, особое значение в воспитании здорово ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.
Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки;
в среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу);
в старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д.
Поэтому мы пытаемся использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
занятия по традиционной схеме;
занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
занятия-тренировки в основных видах движений;
ритмическая гимнастика;
занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы;
сюжетно-игровые занятия.